Да здравствует новый Вождь!
22.03.2022.
За последние 10 дней в Туркменистане произошли ожидаемые события. По результатам выборов 12 марта, новым президентом Туркменистана стал сын бывшего вождя Бердымухаммедова — Сердар Бердымухаммедов. По данным ЦИК, опубликовавшим 15 марта результаты выборов, за С. Бердымухаммедова проголосовало 73 процента избирателей. Другие кандидаты, хотя и избирались по принципу абсолютной лояльности и верности «стране и народу», набрали всего от 1 до 11 процента голосов. Что касается оппозиционных кандидатов, то их вообще не допустили к выборам.
19 марта во Дворце Рухыет в Ашхабаде прошла церемония инаугурации нового президента Туркменистана, во время которой новый глава Туркменистана дал клятву положив руку на Конституцию, получил удостоверение президента, а старейшины надели Бердымухамедову-младшему на шею коллар (цепь) из золота, как символ власти и обязательств перед обществом. По завершении процедуры после инаугурации перед дворцом Рухыет Сердар Бердымухамедов принял военный парад, а затем направился в Центр приемов, где в честь вступления в должность нового президента был дан обильный банкет.
Но за всеми этими празднествами от демократического мирового сообщества не скрылось, что новый президент пришёл к власти не в результате свободных выборов, а фактически в результате избрания на высший пост авторитарной страны с угнетённым населением и богатейшими запаса газа. И этому есть причины. Новые выборы были назначены всего через месяц после того, как Бердымухаммедов – старший сообщил, что «устал управлять страной». Голосование проходило при полном отсутствии даже малейшего политического плюрализма и нулевой активности гражданского общества, которое окончательно было уничтожено за время правления С. Ниязова и Г. Бердымухаммедова. Неудивительно поэтому, что 8 марта в докладе БДИПЧ ОБСЕ было отмечено игнорирование со стороны Туркменистана рекомендаций организации по обеспечению плюрализма в процессе выборов и уважения к базовым правам человека. Кроме того, в докладе говорится о несоответствии международным стандартам требований к кандидатам на высший государственный пост, связанных с их местом проживания, языком и работой. 15 марта Госдепартамент США опубликовал заявление, в котором поддержал позицию ОБСЕ по поводу выборов: «Мы согласны с опасениями и оценкой данными Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, в которых утверждается, что Туркменистан не справился с задачей по созданию условий для проведения свободного, честного и конкурентного электорального процесса. Мы призываем правительство Туркменистана принять рекомендации БДИПЧ для приведения электоральной системы в соответствие с описанными стандартами».
То, что электоральная система совершенно не соответствует элементарным требованиям в части демократичности процедуры, говорят и сообщения от наших источников в день проведения выборов. Ещё утром, в день голосования, участковым избирательным комиссиям было сообщено, какой процент поддержки избирателей Сердара Бердымухамедова необходимо внести в протокол после завершения голосования. Наши инсайдеры в Челекене (совр. Хазар), Красноводске (Туркменбаши) и Бекдаше (Карабогаз) сообщали, что на их участках вообще не проводился подсчёт голосов и бюллетени вечером, после закрытия избирательных участков, «куда-то увезли»… В общем, всё происходило так, как мы и прогнозировали в нашем предыдущем материале «Эпоха туркменского вождя Бердымухаммедова заканчивается. Что дальше?».
Частично о том, что будет делать новый Вождь, Сердар Бердымухамедов сообщил в своей первой и уже тронной речи. Новый президент обещал продолжить деятельность прежнего правительства: строить новые села в велаятах, направить инвестиции в развитие ТЭК и электроэнергетики, расширить экспорт продукции этих отраслей, внедрять использование альтернативных источников энергии, а также современные водосберегающие технологии, расширять экспорт ковровых изделий и разнообразить их новыми орнаментами и узорами для «полного удовлетворения запросов местных и иностранных покупателей». Была обещана и поддержка малым, средним и крупным технологическим предприятиям, внедрять цифровые технологии в сфере образования, в частности, дистанционное обучение. Т.е., вся программа касалась исключительно экономики, и совершенно ничего не было сказано о хотя бы частичном сломе системы тоталитаризма через развитие свободы слова, политического плюрализма, возрождении свободного и открытого гражданского общества. Поэтому, не вызывает сомнений, что Бердымухамедов-младший продолжит дело предыдущих вождей и будет сохранять в Туркменистане репрессивную систему абсолютной власти, с небольшими косметическими изменениями политической системы для повышения международного рейтинга новой власти.
В самом Туркменистане простые граждане тоже не видят каких-либо предпосылок для добрых надежд на позитивные изменения после избрания нового президента. Один из наших читателей написал: «один вождь ушёл, другой пришёл… Как и его папа новый вождь скоро станет великими, начнет писать книги и стихи, сочинять музыку. И мы все нищие и голодные должны будем под эту музыку петь и танцевать…»
Демократический Гражданский Союз Туркменистана